Положение о внедрении инновационной технологии в ОГБУСО «Шебертинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» «Анималотерапия»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует использование в процессе стационарного социального обслуживания клиентов ОГБУСО «Шебертинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» инновационной технологии «Анималотерапия» (далее Технология).
1.2. Использование Технологии направлено на улучшение здоровья и физической активности пожилых граждан и инвалидов в процессе стационарного социального обслуживания.
Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми можно сказать, что одним из источников развития анималотерапии была натуртерапия.
Виды анималотерапии
Существует ненаправленная анималотерапия (взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения) и направленная анималотерапия (целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам).
Последний вид анималотерапии использует специально обученных животных. Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются - иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия, и др. Функции анималотерапии в психическом здоровье пожилого человека, проживающего в стационарных условиях:
психопрофилактическая;
психодиагностическая;
адаптационная;
реабилитационная (коммуникативная; психофизиологическая; сенсорно- стимулирующая и др.);
психотерапевтическая (функцию удовлетворения потребности в компетентности; функцию самореализации и др.);
психокоррекционная
Показания к проведению анималотерапии:
наличие психологических проблем (плохое самочувствие, настроение; низкий уровень коммуникативных навыков; сложности адаптационного периода; одиночество;
потеря близких; тревожность, напряженность, страх, агрессивность и др.);
поддержание когнитивных функций у пожилых людей;
деменция различной степени выраженности;
профилактика сенсорной депривации
Противопоказания к проведению анималотерапии:
негативное отношение к животным;
истерии;
агрессивность;
2. Цели и задачи
2.1 Цели использования Технологии:
психокоррекция коммуникативных и поведенческих нарушений пожилого человека, улучшение его общего состояния, настроения,
помощь в адаптации поступивших на проживание, реабилитация после перенесенных тяжелых заболеваний
cпособствовать общему оздоровлению организма пожилых граждан путем использования занятий с животными в сочетании с другими способами оздоровления;
освоение пожилыми гражданами новых способов оздоровления для улучшения социального, психологического и физического состояния;
2.2. Задачи использования Технологии:
Для пожилых граждан и инвалидов:
оказать психологическую поддержку пожилым гражданам и инвалидам через взаимодействие с животными;
способствовать адаптации, реабилитации в социуме;
корректировать поведения людей пожилого возраста и инвалидов
выявить на основе использования методов психодиагностики пожилых людей отклонениями в эмоциональной сфере
провести коррекцию нарушений в общении и поведении средствами анималотерапии.
2.3. Прогнозируемые результаты:
Для пожилых граждан и инвалидов:
восстановление коммуникативных навыков,
снижение уровня тревожности, конфликтности, страхов, повышение стрессоустойчивости,
хорошее самочувствие и настроение пожилого человека,
развитие наблюдательности и воображения, эмпатии, сочувствия и сопереживания.
Для учреждения: - внедрение в практику работы дома-интерната передового опыта социального обслуживания.
3. Кадровое обеспечение
3.1. Для достижения целей и задач использования Технологии привлекаются: - специалисты дома-интерната.
4. Организация работы по использованию Технологии
4.1.Технология «Анималотерапия» используется при проведении оздоровительных мероприятий в рамках стационарного обслуживания клиентов. Поскольку учреждение удобно расположено в лесной зоне, пожилые люди имеют возможность совершать прогулки, слушая пение птиц, кормить пернатых, общаться с собаками и кошками, которые гуляют с хозяевами близлежащих домов. В этом случае мы можем говорить о ненаправленной анималотерапии. В комнате отдыха находится аквариум с подводным ландшафтом и яркими рыбками, что создает особый уют, благоприятный психологический климат, влияющий на душевный комфорт пожилых людей. Как показывают наблюдения, созерцание аквариумных рыбок хорошо снимает практически все виды стресса у пожилых людей. Проживающим очень нравится наблюдать за неспешно плавающими рыбками, они самостоятельно с удовольствием за ними ухаживают. Пожилые люди, общаясь с животными, преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни. Таким образом, это очень важный момент реабилитации. В работе с пожилыми людьми проводятся занятия, которые строятся на принципах направленной анималотерапии с использованием как самих животных, так и их образов. Примерная схема группового занятия:
рассказ о животном: среда обитания, предпочтения в пище, особенности ухода, характер – 10-15 минут;
далее предлагается участникам группы погладить или подержать животное – 5-7 минут;
участники группы делятся эмоциями, которые вызывало у них животное – 5 минут;
предлагается вспомнить пожилым людям о своих любимых питомцах, интересные случаи из их жизни или рассказанные кем-то – 10 минут;
как чередующиеся варианты используются рассказы о животных и птицах (читают рассказы лично или они прослушиваются в аудиоварианте), стихи, пословицы, метафоры, сказки, интеллектуально, развлекательные викторины, рассматривание и обсуждение фотографий, скульптур, рисунков и прочих изображений животных; также на занятиях проживающие могут нарисовать или вылепить различных животных – 10-15 минут;
подведение итогов – 2-3 мин.
Во время всего занятия проводится наблюдение за взаимоотношениями пожилых людей и животных и использует их для достижения долгосрочных терапевтических эффектов. Также во время проведения часов досуга происходит просмотр фильмов о животных или с их участием с последующим обсуждением. Прослушивание записей звуков природы (пение птиц, крики дельфинов и китов, лес после дождя и др.). По результатам наблюдения, самонаблюдения, исследования личности и состояния пожилого человека врачом-терапевтом, медицинским персоналом учреждения проводится оценка состояния пожилых людей при применении анималотерапии. Итак, мы можем считать анималотерапию в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных условиях ресурсным, эффективным и перспективным видом психологической помощи, направленным на их успешную адаптацию и реабилитацию. 4.3. Обеспечение инвентарем и материалами для занятий осуществляет специалист, который организует и проводит занятия. 4.4. Специалист, организующий и проводящий занятия, составляет план занятий и утверждает его у директора дома-интерната.
5. Ожидаемые результаты от использования Технологии
5.1. Улучшение общего самочувствия клиентов дома-интерната: снижение агрессивности и конфликтности в поведении; стабилизация психоэмоционального фона; улучшение сна; снятие стрессового состояния; снижение тревожности; снижение уровня депрессии; снижение болевых ощущений; ослабление головных болей; нормализация кровяного давления; помощь в адаптации к стационарным условиям; поддержание когнитивной сферы; создание ощущения безопасности и покоя. 5.2. Расширение спектра оздоровительных и реабилитационных социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
6. Контроль за эффективностью использования Технологии.
6.1.За эффективностью внедрения инновации осуществляется трехуровневая система контроля, действующая в учреждении. 6.2. Оценка эффективности использования Технологии формируется также на основании оценки мнения клиентов, участвующих в занятиях «Анималотерапии».